Раскин - Интерфейс

Apple в худшем смысле слова

Сегодняшний пост будет достаточно негативным, и возможно вызовет несколько противоречий у читателей.

А поговорить я хочу о прочитанной недавно книге. «Джеф Раскин — Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем«. Вот такая штука попалась мне в руки.

Должен сказать, взял я её по вполне очевидной причине: в ходе моей профессиональной деятельности в числе прочего постоянно приходится проектировать интерфейс для моих решений. Хотелось бы получить несколько практических полезных советов от гуру отрасли. Как, например, было чрезвычайно полезно и приятно прочесть «С.Макконнелл — Совершенный код» по искусству написания программного кода. Надеясь получить дозу нечто подобного, я раскрыл книгу Дж.Раскина — бывшего специалиста Apple по проектированию интерфейсов.

С первых же страниц автор показал себя не с лучшей стороны. Он рассуждал о «Человеко-ориентированных интерфейсах», ругая все остальные варианты, и не слова не говоря, как сделать подобные. Уходя в далекие философские рассуждения, имеющих мало общего с «земной» жизнью.

Дальше — больше. Началось характерное для Apple перекладывание ответственности: на пользователя, на программистов, на общество, даже «железячникам» досталось. К примеру, автор рассматривает проблему предупреждения пользователя о потенциально опасном действии. Как сообщить пользователю, так чтобы он принял обдуманное решение, а не просто «тыкнул» в кнопку по привычке? Ответ автора (разработчика интерфейсов, напоминаю): «Никак, пусть программисты пишут программы, где не будет необратимых действий». Хочется спросить автора, как же он собирается обратимо удалять записи из базы данных, очищать корзину, «нарезать» CD и т.д. ?

Анализ другой задачи (про температуру) привел к тому, что мы выводим на экран всю возможную информацию, и перекладываем уже на пользователя необходимость выбирать ту, которая ему нужна. Зато никаких переключателей — автор ликует. Здорово придумано, ничего не скажешь.

Всю книгу автор хвалит какую-то придуманную им же клавишу LEAP (и её дополнение LEAP AGAIN). По факту, клавиша осуществляет поиск. Почему это считается панацеей, лично мне не понятно.

Кстати, о поиске. Господин Раскин справедливо утверждает, что «живой» поиск удобнее стандартного. Всё замечательно. Одного я не понимаю: с чего он решил, что «живой» поиск технически работает быстрее? В мобильных платформах, где с вычислительными мощностями не всё так солнечно, «живой» поиск нередко представляет проблему; некоторые приложения разрешают отключать его с целью повышения производительности.

Идея хранить меню прямо в редактируемом документе в виде списка команд просто нелепа сама по себе. Представьте, как «блондинка» скроллит документ, выбирает там команду (в оригинале — вводит с клавиатуры на память) и жмет специальную клавишу для её применения. Очень сомневаюсь, что подобный интерфейс понравится кому-то, кроме кучки хардкорных гиков, даже во сне не расстающихся с консолью.

Меня, как программиста, очень задел такой чудовищный пример, где автор сравнивает скорость написания программы для сложения двух чисел (!) на Basic и Visual Basic. «Из пушки по воробьям» — знакомо выражение?

Надо ли говорить, что вся книга просто пронизана самопиаром Apple и Macintosh? И черным пиаром всех конкурентов: Xerox,  Microsoft, Unix, Google и т.д. . Сюда же собственно плод ума автора книги — компьютер Canon Cat. Вы его знаете? Я впервые слышу. Тем не менее, по мнению Раскина, эта штука гораздо совершеннее всего существующего.

Со всей книги, реально полезной информации я почерпнул от силы 5-10%: это GOSM-анализ, анализ эффективности, ZoomWorld (возможно). Очень жаль. Я ожидал гораздо большего от специалиста такого уровня.

0

Связанные записи

Один комментарий на «“Apple в худшем смысле слова”»

  1. Все кто могут уже давно переходят на живой поиск, даже поисковые системы, индексирующие миллионы страниц текста, он быстрее потому, что не нужно вводить слово целиком, а только лишь его начало. Только лень программистская не позволяет делать его везде.

    Про очистку корзины, в идеальном интерфейсе пользователь не должен видеть никакую корзину, если она и есть, то должна очищаться автоматически как только не хватает места на диске. Аналогично и с базой данных, сейчас есть базы данных, которые не удаляют записи, а просто помечают их как неиспользуемые, и вполне можно сделать упаковку такой базы тогда, когда пользователю не нужен компьютер, в итоге компьютер будет всегда работать быстро, а не тормозить под нагрузкой тугой операционной системы, антивируса, обновлений и т.п. Как сказал Раскин — Операционная система это то, с чем приходится возиться перед тем, как начать возиться с программой. В идеале, с ней вообще не нужно возиться, по этому принципу и строят современные операционки.

    Вот ещё его идея — мгновенное включение (отображение картинки последнего экрана), оно уже давно многими программами используется, благодаря чему эти программы запускаются в несколько раз быстрее аналогичных, но не использующих этот принцип.

    Концепции интерфейса Раскина появились раньше времени, замечаю что его идеи так или иначе начинают проявляться в нашем мире, к этому всё и идёт, по мере увеличения вычислительной мощности компьютеров. А он это смог сделать на древнем компьютере, запихнув весь код своей операционной системы и мощного текстового процессора в 256 килобайт ПЗУ.

    Я вот испытал на практике идею с быстрым автоповтором нажатой клавиши, правда немного усовершенствовал — вместо трёх нажатий используется два, и скорость не задана заранее, а вычисляется от скорости нажатия, работает отменно, обычным уже и не пользуюсь, ведь он в 2 раза медленнее при той же точности.

    Так же пользуюсь калькулятором в текстовом редакторе, набрал арифметическое выражение, выделил его, нажал Ctrl+1, и тут же видишь результат, не нужно запускать отдельную программу с неудобным интерфейсом, хорошо бы конечно чтобы это работало везде, а не только в текстовом редакторе, в принципе такое можно сделать.

    Раскин описал свои идеи, и даже реализовал их, показав, что сделать это можно на любом железе, даже очень слабом, чего вам ещё надо, чтобы пойти по пути создания очень удобных интерфейсов?

    П.С.: CanonCat был создан уже не в Apple, а в Canon, после того, как Стив Джобс вытурил Джефа Раскина из компании, и отняв его проект Macintosh.

    0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *