Вуду Tales. По мотивам альбома Канцлер Ги

VoodooTales_cover

Мой друг провёл целое историческое исследование по культу Вуду и африканским верованиям. На написание этого его сподвиг альбом «Вуду Tales» группы Канцлер Ги. Я посчитал, что такое такая масштабная и захватывающая работа должна быть опубликована, хотя бы на страницах моего блога (далее текст Алексея):

Слушая альбом «ВУДУ tales» замечательной фольк-группы «Канцлер Ги», у меня, как у человека далекого от черной магии, возник закономерный вопрос: «а кто все эти люди?«. Обычное загугливание давало набор имен и событий, плохо связанных и часто противоречащих друг другу, поэтому для получения целостной картины событий пришлось копнуть глубже. Текстовая версия написана эксклюзивно для blog.livegig.ru

***
С давних времен в Африке, на берегах Гвинейского залива обитало множество различных народностей и племенных союзов. В числе крупнейших были йоруба и дагомейцы. Древнейшие религии этих народов, основанные на анимизме (поклонение духам) и фетишизме (поклонение неодушевленным предметам) были близки, примерно как римский и греческие культы. Например, духи-боги, которых йоруба называли «ориша», являлись аналогом дагомейских «лоа». С другой стороны даже внутри одного племенного союза существовало множество разных легенд и традиций.

Ситуация запуталась ещё сильнее, когда в XVI веке европейцы начали обращать африканцев в рабство и отправлять их в Новый свет. В землях Дагомеи за рабами охотились французы, а йоруба стали жертвами алчности португальцев и испанцев. Европейские миссионеры настойчиво пытались обратить «дикарей» в христианскую веру, в результате ядреного синтеза возникло то, что в популярной культуре называют «вуду». На самом деле это не единая религия, а множество культов: кандомбле в Бразилии, винти в Суринаме и сантерия на Кубе произошли от религии йоруба; вуду во французских колониях Гаити и Луизиане имеет дагомейские корни. Французы в своих колониях относились к рабам толерантнее, чем испанцы и англичане, колонисты охотно брали в жены чернокожих рабынь, и их дети имели полные права.

В результате во французских колониях сформировался богатый и влиятельный класс мулатов. В 1803 году Франция продала США Луизиану — так вуду проникло в поп-культуру. Заметную роль в его продвижении сыграла Мари Лаво (1794-1881) — дочь белого плантатора и креолки, бежавших в луизианский Новый Орлеан от революции в Гаити.

Mary la vou
Мари работала парикмахером, обслуживая богатых горожан, и, будучи вхожей в высший свет сделало увлечение вуду модным среди городской элиты. Для этого она внесла в гаитянский культ ряд христианских традиций и обрядов. Богатые покровителя защищали её от нападок католической церкви, и ещё при жизни за ней закрепилось звание «королевы вуду».


 

А теперь покончим с историей и перейдем, наконец, к самому темному культу 🙂 (напомню, что существует множество легенд и трактовок, я изложу одну из них)
Давным-давно, великий бог Олодумаре создал этот мир: солнце, луну и звезды, землю и океан, рыб и зверей. И создал он духов (ориша или лоа), чтобы управляли этим миром, а сам, довольный результатом своих трудов удалился на вечный покой. По этой причине людям поклоняться ему бессмысленно, ибо все решает не он, а его дети. В вуду Олодумаре нередко отождествляется с христианским Богом.

olodumare

Старшим сыном Олодумаре был Обатала — «господин белого света», хозяин небесного свода, дух-защитник, покровитель мира и здоровья. Обатала создал из глины первых людей.

Obatala

Младшим его братом был Олокун — могучий повелитель океанов, гроз и рыб.

Olokun

Он ненавидел сушу и творения Обаталы и раз за разом насылал чудовищные наводнения, чтобы смыть всю землю в океан. Чтобы спасти свои творения, Обатала пошел на хитрость: он подарил брату золотую цепочку и когда Олокун одел её, та опутала цепью все его тело и утащила на морское дно.

 

После этого Обатале нужен был кто-то, кто приглядывал бы за плененным братом. Выбор пал на его дочь Йемаджу — воплощение реки Огун, которая стала покровительницей прибрежных вод, рыб, а также женщин и деторождения.

Yemoja

У Йемаджи от оракула по имени Орул было 4 сына. Когда трое из них стали взрослыми, они покинули родительский дом, чтобы найти свое место в мире.
Огун — стал богом войны и железа, покровителем воинов, кузнецов и оружия;

Ogun

Шанго — богом грозы, молнии, огня и музыки, любимцом женщин;

shango

Ошоси — богом охоты, справедливости, повелителем зверей и природы

OshosiИх четвертй брат — Эшу Легба — провожал их, от его лица исполняется следующая песня:

 

Шанго в своих странствиях по свету встретил сестру своей матери Ошун — богиню рек, красоты, любви и секса, покровительницу семейного очага и домашнего хозяйства.

OshunОб их любви следующая песня:

 

Четвертым сыном Йемаджи был Эшу Легба — будущий повелитель перекрестков, дорог, путников, жрецов и посланников.

EshuПришло время и должен был, подобно братьям, отправиться в путь. Об этом — следующая песня Канцлера

 

В тайне Легба надеялся, что грядущее путешествие позволит ему отвлечься от навязчивых мыслей о своей матери, но надежды были тщетны. На почве безответной любви, у Легбы произошло раздвоение личности, в результате которого все самые худшие части души воплотились в его альтер-эго, получившем имя Карефур. Легба бежал из родного дома и сосредоточился на колдовстве, в котором достиг выдающихся успехов, став самым главным лоа, без которого не возможен практически ни один ритуал. За это его стали почтительно называть Папа, и он стал являться людям в виде хромого старика, на его одежде которого вышиты кресты — не христианские символы, но знаки перекрестков.

Legba

 

Отныне, для того, чтобы призвать любого лоа, ведьма или жрец должен сначала добиться разрешения Папы Легбы или его альтер-эга Карефура — единственного из множества лоа, кого можно назвать однозначно злым.

Karrefour

Опытный колдун, специализирующийся на черной магии может вызвать Карефура, чтобы попытаться обхитрить мэтра, или убедить в том, что замышляемое дело выгодно и ему, но это смертельно опасно. Поделом тому, кто в гости приглашает его…

 

В вуду существуют также низшие лоа, которые подчиняются старшим, образуя «семьи». Семья Эшу — одна из крупнейших. Один из её членов — де Капа Прета — элегантный мужчина в цилиндре и черном плаще.

da kapa pretaОн — мастер проклятий, колдуны обращаются к нему, чтобы наказать врагов. В его богатом арсенале заклятья от неприятных до смертельных.

 

Но как защититься от жестокой преждевременной смерти? Здесь нам поможет другой член «семьи» — Транка Руа, именуемый закрывателем путей.

Tranca RuaС его помощью можно создать защиту, предохраняющую от проклятий врагов. Но защитой его возможности не ограничены: заручившись поддержкой можно перекрыть жизненную силу врага и он будет медленно чахнуть или просто закрыть доступ воздуха в легкие, если ждать не хватает терпения…

 

Как было сказано выше, для призыва всех лоа надо заручиться поддержкой Папы (или Карефура), но есть один лоа, который явится к каждому, звали его или нет, — Барон Самди (с фр. суббота)

SamediБарон — лоа смерти, внешне выглядит как мужчина в модном (по меркам 18 века) костюме, в богатом цилиндре и с тростью, вместо головы у него голый череп. Барон знает, насколько коротка смертная жизнь и поэтому любит весело провести время: потанцевать, выкурить дорогую сигару, выпить рома, провести ночь с красоткой… Кроме того, он считается покровителем детей и родов, ведь если не будет их — человечество вымрет и он останется без работы.

 

Как ни странно, при всех своем веселом образе жизни, Барон женат на мамаше Бриджит
BrigitteОна тоже порой принимает участие в кутежах её мужа, но в нужный момент готова дать ему люлей, если тот перегибает палку

 

И в заключение, песня про самый узнаваемый инструмент колдуна — куклу вуду. Комментарии излишни 🙂

 

Эксклюзивно для blog.livegig.ru июль 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *